Фото: Shutterstock
Сегодня редко встретишь человека, который, подойдя к пенсионному рубежу, в тот же день написал заявление, а после — засел дома за просмотр ТВ. Покинув основное место работы, люди часто переходят в новую сферу или ищут подработки. Часто выбор падает на индустрию такси. Поговорили с водителями из разных городов о том, как им рулится в 60+.
Олег Викторович, 63 года
Герой родом из Томска. Последние два года живет в Тюмени. В такси он пришел семь лет назад. Рассказывая об этом, призадумался. И объяснил:
— Строго говоря, в такси я впервые пришел еще в СССР. Эта профессия тогда считалась такой престижной и прибыльной, что просто так было не попасть. Но меня взяли в экспериментальную группу стажеров томского таксопарка. Эксперимент заключался в том, что приняли 25 молодых людей, что называется, с улицы. Еще и стипендию платили. Водил «Волгу». Но протянул только два года. Тогда таксисту нужно было быть нахрапистым. Сами помните: цену за поездку могли заломить, и все в таком роде. А я не такой. Это сейчас с агрегаторами работаешь — все у тебя в телефоне.
Фото: Shutterstock
После того эксперимента Олег Викторович работал инженером на разных предприятиях, в том числе за границей. Когда подошел возраст, мужчина сразу вышел на пенсию. Тут его дочь окончила школу и поступила в вуз — на платное обучение. Олег понял: нужен дополнительный доход.
— Вот и пришел в такси. И остался, хотя дочка уже диплом получила. Главное, что понравилось, — тут я сам распоряжаюсь своим временем. Хочешь — выполняешь заказы, возишь пассажиров, а если надо — по своим делам поехал или отдыхаешь. В общем, удобный график. Вечером всегда с семьей.
Выучив дочку, Олег Викторович принялся за воплощение следующей мечты. Он родился в Киргизии, но еще в младенчестве вместе с семьей переехал в Томск. Мужчина хотел съездить на родину.
— И съездил! Прямо на машине, мне не привыкать. На диване я лежать не люблю. Такси — это движение и общение с людьми. Хотя большинство пассажиров сейчас в наушниках, в телефонах. Но с двумя-тремя все равно интересная беседа получается. Плюс должен признать, что возраст свое берет. А за рулем — ты постоянно сосредоточен, голова работает. Такая зарядка для ума хорошая, помогает не дряхлеть!
Герасим Сережаи, 65 лет
У мужчины армянские корни — отсюда и отчество. Водительские права получил в 18 лет, когда после школы пошел в армию и служил на территории ГДР.
— Эльбу на грузовиках форсировали! Водил ЗИЛ-130 (один из самых массовых и успешных советских грузовиков, который служил базой для десятков единиц спецтехники — прим. ред.).
Сейчас наш герой живет в подмосковном Ступине. В 2017 году решил пойти в такси. До этого управлял кафе. Устал от бизнеса, захотел сменить деятельность.
Фото: Shutterstock
— Отдыхать мне неинтересно, я от движения получаю удовольствие. В такси я ездил в Брянск, Ставрополь, Тулу, Рязань — очень нравятся такие заказы большие. Когда у себя в Ступине катаюсь, могу за день 40 заказов принять! Хотя городом дело не ограничивается — если захочу, могу по всей Москве и Подмосковью людей возить.
На доход от работы в такси Герасим приобрел абонемент в хороший бассейн («Чтобы продолжать движение!» — объясняет он). А еще он — дедушка. Души не чает в 12-летней внучке. Вместе с супругой забирают ее на прогулки почти ежедневно. И стараются радовать, как только могут, пожалуй, именно в этом заключается главная мечта мужчины, ради которой он работает водителем такси.
— Она, как выросла, постоянно говорить стала: «Деда, пошли в торговый центр!» Как детям откажешь? Что ей нужно — покупаем. Дедушка добрый… Я вообще считаю, что жизнь сейчас — не как у нас была. У нас насыщенная — пионерия, комсомол, приключения разные. А сейчас люди видят детство и старость. А между этим только и работают, жизнь проходит. Поэтому нужно ребенку давать возможности здесь и сейчас.
Владимир Евгеньевич, 60 лет
Военный пенсионер из Тольятти три года назад заскучал на заслуженном отдыхе — стал ходить по собеседованиям. И столкнулся с тем, что к человеку в его возрасте работодатели, мягко говоря, не проявляют особого интереса. Тогда решил попробовать себя в такси.
— Хотелось трудовую профессию — не скучную! — говорит мужчина и чуть тише добавляет, — Ну, и деньги… Для меня главное, чтобы на жизнь достойную хватало.
График Владимир выбрал себе непривычный для большинства обывателей. На линию он выходит в 02:00 — что называется, «глубокой ночью». Хотя сам предпочитает говорить «ранним утром». Видимо, сказывается многолетняя привычка подниматься чуть свет.
— Город в это время свободный: заказы есть, а делаешь их быстро, — объясняет собеседник.
В послеобеденное время Владимир Евгеньевич освобождается и занимается своими делами.
— Из-за того, что выхожу на линию ночью, успеваю сделать много заказов. Получается 25, а когда и больше. Два-три раза за смену делаю перерыв на кофе и катаюсь дальше. Иногда беседа интересная получается с пассажирами.